Литературные произведения Гёте в музыке - Geothe

Перейти к контенту

Главное меню:

Home > Литературное творчество Гёте > Литературные произведения Гёте в музыке

По-русски     Deutsch
        

Литературные произведения Гёте в музыке

Жизнь Гёте нельзя представить себе без музыки. В доме во Франкфурте, где Гёте жил в детстве, была музыкальная комната. Его мать хорошо играла на фортепиано. Дома устраивались музыкальные вечера. С 10 лет  мальчику давали уроки игры на фортепиано.
    В Лейпциге студент Гёте часто проводил вечера в «концерте» или в театре. В Страсбурге Гердер привил ему любовь к народным песням. Гёте начал собирать  их и искал корни поэзии в народном искусстве.
    Много лет Гёте жил в Веймаре. У веймарского герцога был придворный оркестр, часто устраивались концерты, которые Гёте непременно посещал.  Мать герцога Анна Амалия любила музыку, она сама играла на фортепиано и сочиняла музыку. Она создала даже музыку к некоторым спектаклям веймарского театра, например, к первому поставленному в Веймаре произведению Гёте «Эрвин и Эльмира». Кроме этого спектакля Гёте писал и другие зингшпили (комические музыкальные пьесы), для которых требовалось музыкальное оформление. Кроме того, Гёте был заинтересован в переложении его стихов на музыку.
    Гёте был знаком с некоторыми композиторами, перекладывавшими на музыку его стихи. А многие композиторы писали музыку  к произведениям Гёте, не будучи лично  знакомыми с поэтом. Многочисленные песни на тексты стихов Гёте и музыка к его произведениям появились в 19 столетии. Французский композитор Жюль Массне  создал музыкальную драму «Вертер». Особенно популярной была у композиторов трагедия Гёте «Фауст» (первая часть), многие из них написали музыку к этому произведению:

Князь Антон Радзивил первым создал музыку к «Фаусту» в 1808 году.
Людвиг ван Бетховен
«Жил был король» («Блоха») из «Фауста».
Франц Шуберт
«Гретхен за прялкой».
Феликс Мендельсон Бартольди
«Гретхен (Я потеряла покой)».
Рихард Вагнер
«Фауст увертюра», 7 композиций к «Фаусту» Гёте, «Просьба Гретхен».
Роберт Шуман
«Сцены из «Фауста» Гёте».
Шарль Гуно
опера «Фауст».
Арриго Бойто
опера «Мефистофель» на основе текста «Фауст» (первая часть).

Из стихов Гёте чаще всего перекладывалась на музыку баллада «Лесной царь»:

Самым известным является переложение «Лесного царя» Францем  Шубертом, оно и в наши дни часто исполняется.
Есть несколько набросков для песни Людвига ван Бетховена, которые были созданы в 1795 году.
Известна песня Карла Лёве.
В 1856 году Луи Шпор написал музыку к балладе для баритона в сопровождении фортепиано и скрипки.
Далее идут переложения на музыку   Генрихом Вильгельмом Эрнстом и Михаэлем Турниром.
Группа «Hypnotic Grooves» переработала эту балладу в 1999 году в альбоме Rosebud: Songs of Goethe and Nietzsche.

В 2000 году швейцарский актёр Даниэль Билл переделал «Лесного царя» в рок-версию на CD Scream in the night.
В 2002 году появилась версия стихотворения  Ахима Рейхеля на CD Wilder Wassermann.

 Немецкая группа «Rammstein» написала адаптацию Dalai Lama на тест баллады «Лесной царь».
В альбоме Jenzig  группы «Forseti» также можно обнаружить переложение баллады на музыку.
Йош Риттер выступил в 2007 году со своей версией The Oak Tree King.
Современный немецкий певец Кристиан Вайрих
Doppel-U сам пишет тексты и музыку своих песен, в том числе и песни в стиле рэп на основе текстов стихов Гёте.


Филипп Кристоф Кайзер

 

(1755 1823)

      С Филиппом Кристофом Кайзером Гёте познакомился в Страсбурге. Кайзер был, как и Гёте, приверженец движения «Буря и натиск». Он был близким другом Гёте. Кайзер написал в 1777 году музыку к пьесе с песнями «Эрвин и Эльмира» и в 1779 году  к первому акту зингшпиля «Йери и Бэтели». Гёте пригласил Кайзера приехать к нему в Веймар. Кайзер гостил у Гёте в 1881 году с января по май. От Гёте он получил задание написать музыку и к другим его пьесам. Кайзер работал очень медленно. Его работа над музыкой к зингшпилю «Шутка, хитрость и месть» была закончена лишь в 1785 году. Партитурой Гёте был доволен. В следующие два года не появились никакие произведения Кайзера. Гёте поддерживал своего друга финансово и пригласил его в 1787 году приехать к нему в Италию, где бы они смогли работать совместно. Но Кайзер на это не отреагировал. В 1788 году он создал музыку к «Эгмонту». После этого он ничего больше не создал. Для Гёте ситуация была безвыходна. Он нашёл другого композитора Иоганна Фридриха Рейхардта.

Иоганн Фридрих Рейхардт

(1752
1814)

    Тесные отношения сложились у Гёте с Рейхардтом с 1786 года. Рейхардт сочинял музыку к стихам Гёте и стал этим известен. При поддержке Гёте он писал также музыку к зингшпилям. Ему удалось музыкально облагородить некоторые зингшпили Гёте.

Карл Фридрих Цельтер

   

(1758 1832)

    Карл Фридрих Цельтер был немецким музыкантом, профессором, преподавателем музыки, композитором и дирижёром. Он руководил также берлинской Певческой академией. Цельтер проявлял интерес к стихам Гёте и некоторые из них переложил на музыку. После этого он отважился написать письмо Гёте. Между двумя талантливыми людьми завязалась оживлённая переписка. В 1802 году Цельтер приехал в Веймар. Гёте и Цельтер так тесно подружились, что обращались друг к другу на «ты». У Гёте было очень мало друзей, с которыми он так общался, даже Шиллер к ним не относился. Гёте очень высоко ценил музыку Цельтера, ему нравились все мелодии друга к его стихам. Цельтер написал музыку к 37 стихам Гёте. В одном письме к Цельтеру Гёте писал: «Твои композиции я сразу ощущаю идентичными моим песням».
    Друзья встречались только четыре раза, но их переписка продолжалась 30 лет до смерти Гёте. Цельтер был младше Гёте на 9 лет, но умер через два месяца  после смерти друга.

Франц Петер Шуберт



(1797
1828)

  Самое большое количество переложений стихов Гёте на музыку это произведения австрийского композитора Франца Петера Шуберта. Шуберт написал музыку к 80 стихам Гёте. Первая песня, которая принесла композитору успех, была песня «Лесной царь», которую он создал в 1816 году в возрасте 19 лет. Особенно знамениты его песни «Лесной царь», «Рыбак», «Форель», «Песня на природе», «Степная розочка», «Пастух на скале», «Песни арфиста» (в трёх частях), «Юноша на ручье», «К луне», «Кладоискатель», «Смерть и девушка», «Путник» и  др.
    Гёте и Шуберт не были знакомы. Шуберт жил в Вене и был не очень известен. Стихи Гёте произвели на него большое впечатление, поэтому он писал к ним музыку. Шуберт хотел порадовать Гёте своими песнями. Однажды он отправил Гёте письмо и три песни. Однако они не имели успеха у Гёте. Песни Шуберта ему не понравились, он их отклонил.


Людвиг ван Бетховен

(1770
1827)

    Бетховен знал произведения Гёте с юности и боготворил поэта. Он написал музыку к некоторым стихам Гёте: «Сурок»    1805 , «Миньон» 1809, «Новая любовь, новая жизнь» 1809, «Из «Фауста» Гёте» 1809,
«Предостережение Гретель»
 1809, «Далёкому любимому» 1809, «Довольный» 1809.
    В 1809 году Бетховен получил заказ от венского Бургтеатра написать музыку к трагедии Гёте «Эгмонт». Бетховен работал над ней несколько месяцев и утверждал, что он это делает «из любви к поэту». Весной 1910 года Бетховен закончил свою работу, в венском театре состоялась постановка драмы с бетховенской музыкой, которая имела большой успех.
    Лето  1811 и 1812 года  Бетховен проводил в Теплице. Там отдыхал и Гёте. Два гения познакомились, часто встречались и вели друг с другом долгие беседы. Гёте высоко ценил великого композитора, но он не восхищался музыкой Бетховена. Гёте нравилась гармоничная, мелодичная классическая музыка, музыка Бетховена была иной
неистовой и волнующей. Гёте писал о знакомстве с Бетховеном своему другу Цельтеру: «С Бетховеном я познакомился в Теплице. Его талант поверг меня в изумление; только он, к сожалению, совсем необузданная личность».
    Оказалось, что Гёте и Бетховен совершенно разные люди. Гёте был придворным и вёл себя как верноподданный. Бетховен это заметил и был разочарован, он писал одному знакомому: «Гёте слишком нравится воздух двора
более, чем это подобает поэту». Бетховен хотел видеть в Гёте «короля поэтов», а увидел «поэта королей». Бетховен великий композитор не хотел быть верноподданным.
     Гёте без сожаления распрощался с Бетховеном. После этого он  никогда не заговаривал о знакомстве с ним.
     Бетховен вспоминал о Гёте всегда с большим уважением. В 1815 году  он написал кантату «Морской штиль и счастливое плавание» с двумя положенными на музыку стихотворениями Гёте. Бетховенская кантата прозвучала на концерте в Вене, но издана она была только в 1822 году. После этого Бетховен написал письмо Гёте о своей музыке к двум стихам. Гёте оставил письмо без ответа.


Якоб Людвиг Феликс Мендельсон Бартольди

(1809
1847)


   
    Феликс Мендельсон Бартольди с детства был музыкально одарённым. С 10 лет он являлся учеником Певческой академии в Берлине. Там он обучался церковной музыке под руководством друга Гёте Цельтера. С 11 лет Феликс начал писать музыку. За год он написал около 60 произведений: песни, сонаты для фортепиано, произведения для органа. В следующем 1821 году он создал пять симфоний из трёх частей и два одноактных зингшпиля. В этом же году Цельтер посетил Гёте и взял с собой в Веймар Феликса. 12-летнему мальчику было позволено играть для Гёте. Он исполнил произведения Бетховена и Баха. Гёте восхищался музыкой Иоганна Себастьяна Баха  и был в восторге от таланта Мендельсона. Несмотря на большую разницу в возрасте между поэтом и вундеркиндом зародилась дружба. Позже Мендельсон положил на музыку многие тексты Гёте. Второй раз Мендельсон побывал у Гёте с двухнедельным визитом в мае 1830 года, когда он ехал в Италию.



Князь Антон Генрих Радзивил

(1775
1833)

   Польский князь Антон Генрих (Antoni Henryk) Радзивил был польским и прусским политиком, крупным помещиком, меценатом и композитором. Он с детства занимался музыкой, был хорошим певцом и написал несколько музыкальных произведений. Князь Радзивил создал музыку к трагедии Гёте «Фауст». К этой работе склонил его Карл Цельтер друг Гёте. Антон Радзивил написал Гёте письмо, и Гёте сообщил ему о своих желаниях. Композиция князя была самым значительным его произведением. Первые написанные сцены были поставлены 24 мая 1820 года в день 50-летия его жены. Всё произведение Антон Радзивил закончил за три года до своей смерти. Он ещё увидел постановку композиции  в берлинской Певческой академии, членом и певцом которой он был сам.

Франц (Ференц) Лист

(1811
1886)

    Франц (Ференц) Лист, австрийско-венгерский композитор, пианист, дирижёр, руководитель театра, преподаватель музыки и писатель, был успешен. В общей сложности он написал более 600 музыкальных произведений разных стилей и жанров. До 1848 года он выступал как пианист и имел большой успех, так как был виртуозом. Лист посетил много стран, многие композиторы были его друзьями. В России Лист был три раза. Некоторое время Лист жил в Веймаре. Там он был занят в качестве дирижёра и постановщика опер в веймарском театре. В Веймаре он написал свою симфонию «Фауст», которая состоит из трёх частей, все части названы именами главных  героев трагедии Гёте: «Фауст», «Гретхен», «Мефистофель».



Жюль Эмиль Фредерик Масснэ

(1842
1912)

    Жюль Эмиль Фредерик Масснэ, французский композитор, снискал известность своими произведениями для оркестра и операми. Его мелодичные и гармоничные произведения были популярны в Европе. Масснэ жил и писал музыку в различных городах. Его лирическая драма в четырёх частях «Вертер» по роману Гёте  была создана в 1892 году в Вене. В 20 веке по этому произведению был снят фильм.



Шарль Франсуа Гуно
(1818 1893)

    Французский композитор Шарль Франсуа Гуно писал оперы, оратории, мессы, симфонии и камерную музыку. Особенно ему удалась опера «Фауст». В Германии она известна под названием «Маргарита». Либретто для этой оперы написали  Жюль Барбир и Мишель Карэ по тексту трагедии Гёте «Фауст». Опера «Фауст» это опера в пяти актах с прологом и балетными сценами. Впервые она была поставлена в Париже в 1859 году. Первая постановка в Германии состоялась в 1861 году в Дармштадте. Эта опера остаётся популярной во многих странах и в 21 веке.

Кристиан Вайрих

(род. 1989 в Йене, Германия)

По статье Тины Хетцер /Телефон: 0176 / 609 22 033 / E-Mail: lt tina.hertzer@gmx.de

    Кристиан Вайрих, 25-летний музыкант из Йены, рэппер, который выступает под именем  Doppel-U. Несколько лет назад он создал проект «Рэпом занимаются многие». Это комбинация, состоящая из концерта и следующего за ним мастер-класса. Концерты музыканта проходят в школах, университетах, библиотеках и Гёте-институтах. В репертуаре певца песни в стиле рэп на основе текстов Гёте  и Шиллера, а также собственные композиции на свои тексты. Кристиан Вайрих даёт до 150 концертов в год.
    В 2010 году он установил мировой рекорд, который был внесён в Книгу Гиннеса: в этом году он провёл мастер-классы для 7 519 школьников. Результат работы
собственные версии и вариации стихов Гёте и Шиллера, созданные молодёжью как композиции в стиле рэп.
    Сейчас Кристиан Вайрих поёт со своим партнёром Андрэ Хупфером. Обоим певцам удаётся быстро устанавливать контакт  со слушателями. Словами и музыкой они затрагивают душу и находят правильный тон в общении со слушателями, интеллигентно исполняя песни в стиле рэп на стихи Гёте и Шиллера. Публика считает песни в стиле рэп на стихи немецких классиков вполне приемлемыми для повседневности.  Doppel-U
удивляется, насколько актуальны многие тексты не только для него, но и для молодёжи. С полным правом можно утверждать, что Кристиан Вайрих навёл мост от молодёжной культуры 21 века к Веймарской классике 19 века.
    Кристиан Вайрих успешен как певец и композитор. У него уже вышли некоторые публикации:

2005 Альбом „Дух времени“
2006 Альбом & учебник „Гёте & Шиллерr“ (Аудиокнига)
2007 Single-Auskopplung „An die Freude“
2008 DVD „Рэпом занимаются многие“
2012 Альбом „U-Quadrat“
2013 EP „Чёрное“

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню