Поэт Прозаик Драматург - Geothe

Перейти к контенту

Главное меню:

Home > Литературное творчество Гёте > Поэт Прозаик Драматург

По-русски     Deutsch
        




Гёте – поэт, прозаик и драматург

Иоганн Вольфганг Гёте известен, прежде всего, как поэт, писатель и драматург. Имя Гёте стало символом немецкой литературы, немецкого искусства и немецкой культуры. Творчество Гёте так всеобъемлюще, как никакое другое: его наследие – это 140 томов, и в большинстве из них собраны его литературные произведения.
    Гёте получил хорошее образование. С детства он очень много читал, при этом он основательно анализировал содержание прочитанных произведений. Некоторые вещи особенно занимали его в молодости, например, народная книга «Фауст» и жизнь исторической личности Гётца фон Берлихинген. Обе темы стали объектами его произведений, над которыми он работал, ещё будучи студентом.
    Решающее влияние оказала на Гёте его встреча с поэтом и философом Гердером. Для Гёте знакомство с Гердером – это «самое значительное событие, которое должно было иметь для меня важные последствия». Беседы с Гердером открыли ему новый мир. Гёте научился смотреть на литературу и искусство другими глазами. Он понял, что великая поэзия уходит корнями в народное творчество. Гёте собирал народные песни и восхищался ими. Стихи Гёте этого периода имеют черты народности и песенное звучание. Не случайно цикл, в котором собраны стихи Гёте, называется «Зезенгеймские песни» (1770 – 1771). Стихи Гёте этого времени являются примерами поэзии литературного течения  «Буря и натиск» («Свидание и разлука», «Майская песнь», «Дикая розочка» и др.). Характерными для этих стихов являются народность, языковая оригинальность, преизбыток чувств, субъективно подчёркнутый страстный художественный слог и новое свободное восприятие природы. Подражание Гёте народному творчеству проявляется и в его балладах: так баллады «Рыбак» (1778), «Лесной царь» (1782) и др. напоминают народные сказания.
    Как и другие представители «Бури и натиска», Гёте поднимал в своих произведениях социальные проблемы и боролся с сословными  предрассудками, феодальным деспотизмом и выступал за гражданские свободы. К самым революционным произведениям «Бури и натиска» относится стихотворение Гёте «Прометей»  (1773). Прометей был для Гёте олицетворением непобедимых сил человека.
Прометей Гёте оказывает сопротивление даже богам (при этом подразумевались властители того времени). Своим стихотворением Гёте отстаивал земные права человека.
    В 1773 году была создана также драма «Гётц фон Берлихинген с железной рукой». Главный герой – рыцарь – выражает своё возмущение князьями, императором и империей, борьба заканчивается его смертью. Гёте так изобразил борьбу Гётца, что его современники поняли, что имеется в виду борьба за политическое объединение Германии и за гражданские свободы.  Оппозиционно настроенные немцы приняли драму с восторгом. Таким образом, Гёте находился в центре движения «Буря и натиск». Для молодого Гёте профессия писателя стала внутренней необходимостью. В одном письме он писал в 1775 году: «О, если бы я не писал драм, я бы погиб». И Гёте создавал всю свою жизнь самые великие немецкие произведения всех времён.
    С ещё большим энтузиазмом, чем «Гётц фон Берлихинген», был принят роман в письмах «Страдания молодого Вертера», написанный Гёте в 1774 году. Это произведение относится к самым значительным любовным романам мировой литературы. Это история о несчастной любви Вертера к Лотте, которая была обручена с его другом. От отчаяния Вертер накладывает на себя руки. Это самоубийство героя романа произвело впечатление социального протеста: в качестве выхода Вертер выбрал смерть, чтобы не приспосабливаться к недостойной ситуации. Любовный роман Гёте критиковал, таким образом, мещанскую действительность.
    В первые десять лет Веймарского периода Гёте работал над драмой «Эгмонт» и продолжал работу над трагедией «Фауст», которую он начал ещё студентом в Лейпциге. Особым своеобразием Гёте было то, что он часто оставлял на годы, иногда на  десятилетия работу над начатыми произведениями, уже напечатанные произведения подвергал значительным переработкам, а уже законченные отдавал в печать только спустя долгое время. В Веймаре Гёте начал также работу над первым вариантом романа «Годы учения Вильгельма Мейстера» и закончил в 1779 году пьесу в прозе «Ифигения в Тавриде». Многие лирические стихи также были созданы в это время.
    1786 – 1788 годы были годами перелома в творчестве Гёте. Во время путешествия по Италии Гёте усовершенствовал, приобщившись к античному искусству, и посредством контактов с художниками, свои поэтические и эстетические взгляды. Его прежние творчество и взгляды были переориентированы на классику. В Италии Гёте создал новый вариант пьесы «Ифигения в Тавриде» в стихотворной форме, продолжил работу над романом «Годы учения Вильгельма Мейстера» и завершил в 1787 году драму «Эгмонт». «Эгмонт» Гёте, одна из великих драм немецкой литературы о борьбе за свободу, отражала переход  писателя к классической драме. Тема произведения – борьба Нидерландов с испанским владычеством, с религиозным и национальным гнётом, с реакционными силами старого феодального мира. Из-за его высказываний об угнетении народа испанским королём Эгмонта арестовывают и приговаривают к смерти. Напрасно он ждёт спасения, хоть он и надеется на справедливость короля, на друзей, на народ. Эгмонт идёт на смерть, что должно стать примером для народа. И он продолжает жить в народе как символ свободы. Драма Гёте, как и другие произведения писателя, была намёком на феодальную ситуацию в Гёрмании.
    Литературными произведениями следующих лет были классические циклы стихов «Римские элегии» (1795) и «Венецианские эпиграммы» (1795). В своих комедиях этого времени и в эпическом фрагменте «Рейнеке лис» Гете поднял вопросы о французской революции.
    Вместе с Фридрихом Шиллером Гёте создал основу высокой классики: идеал гармоничного развития индивидуума. В духе этого Гёте переработал роман «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1796) и обработал план «Фауста» до конца первой части (1806).
    После смерти Гердера (1803), Шиллера (1805) и Виланда (1813) литературная жизнь Веймара изменилась. Гёте проявил интерес к романтикам в Йене: А. фон Арниму и С. Брентано.  Романтические представления о таких понятиях как  «Я», «Сознание», «Народ» и «Время» находят отражение в цикле Гёте «Сонеты» (1815), в праздничном спектакле «Пандора» и в романе «Родство душ» (1809).
    В последние годы жизни Гёте занимался автобиографическими произведениями в прозе: «Из моей жизни. Поэзия и правда» (3 части, 1811 – 1813, 4-я часть – до 1832), «Кампания во Франции в 1792 году» (1822) и «Путешествие по Италии» (1829). Произведение «Поэзия и правда» - это роман становления человека, в котором показано интеллектуально-духовное развитие героя в процессе его критического анализа самого себя и окружающего мира. Гёте описывает процесс созревания личности, которая перерабатывает и впитывает в себя  переживания и жизненный опыт.
    К лирическим циклам последних лет относятся «Западно-восточный диван» (1819), «Трилогия страсти» (1823 – 1824) и «Дорнбургские песни» (1828).
    В романе «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1796) Гёте показывает преображённого человека, новое отношение к миру и обществу, а также противоречия между дворянством и бюргерством, которые являлись основной проблемой его времени.
    «Главное дело» Гёте – это его трагедия «Фауст» (2 части: 1808 и 1832). Над этим произведением Гёте работал с 1772 по 1831 год – примерно в течение шести десятилетий. После окончания работы Гёте сказал: «Свою дальнейшую жизнь я могу рассматривать теперь как чистый подарок, и  теперь, в принципе, совсем безразлично, буду ли я ещё что-нибудь делать  и что именно». Идейное содержание трагедии богато, главная идея – это поиск человеком смысла жизни. В результате многого пережитого и познанного Фауст приходит к выводу, что человек может быть счастлив только в свободном обществе, в котором все пользуются равными правами и сознательно исполняют равные обязанности. К этому выводу пришёл сам Гёте после всех лет жизни, которая была переполнена жизненным опытом.


Литературные произведения Гёте  (Избранное)

Драмы

• Настроение влюблённого, 1768
• Совиновники, 1769
• Гётц фон Берлихинген с железной рукой, 1773
• Клавиго, 1774
• Эгмонт, 1775
• Эрвин и Эльмира, 1775
• Стелла, 1776
• Прозерпина, 1778-1779
• Ифигения в Тавриде, с 1779, 1787
• Торквато Тассо, с 1780
• Гражданин генерал, 1793
• Фауст, 1808
• Пандора, 1807 – 1808
• Фауст. Вторая часть трагедии, 1831

Романы

• Страдания молодого Вертера, 1774, 2-й вариант 1787
• Годы учения Вильгельма Мейстера, 1796
• Родство душ, 1809
• Годы странствий Вильгельма Мейстера, с 1807




Эпос в стихах

• Рейнеке лис, 1794
• Герман и Доротея, 1798

Стихи и баллады

• Майская песнь, 1771
• Свидание и разлука, 1771
• Дикая розочка, 1771
• Прометей, 1773
• Перед судом, 1774 – 1775
• К луне, 1777
• Ночная песня странника, 1780
• Лесной царь, 1782
• Ученик чародея, 1797
• Кладоискатель, 1797
• Первая Вальпургиева ночь, 1799
• Пляска смерти, 1815
• К полной восходящей луне, 1828

Циклы стихов и собрания эпиграмм

• Римские элегии, 1795
• Венецианские эпиграммы, 1795
• Восточно-западный диван, 1819-1827

Автобиографическая проза

• Из моей жизни. Поэзия и правда ( 4 тома), 1811 – 1832
• Путешествие по Италии, 1829
• Кампания во Франции,1822



 
Назад к содержимому | Назад к главному меню