Пути создания ШВМ - Geothe

Перейти к контенту

Главное меню:

Home > Работа с материалами музея > Пути создания ШВМ

По-русски     Deutsch
        



Пути создания ШВМ

Необходимость обеспечения качественной реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего образования активизировала поиск педагогической наукой и практикой путей повышения эффективности образовательного процесса и качества подготовки учащихся. Обновляется содержание среднего образования, технологии обучения, формы организации учебного процесса.
Школьный музей мы рассматриваем как одну из форм образовательной и воспитательной работы. Современная практика образования насчитывает немало примеров реализации такой формы организации образовательной работы. Музейная педагогика является одним из традиционных направлений работы со школьниками и обладает неисчерпаемым потенциалом. Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию навыков исследовательской работы учащихся, коммуникативных компетенций, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлого и настоящего. В последние годы широко внедряются интерактивные методики работы с учащимися на базе музеев.


Актуальность школьного виртуального музея (ШВМ)


На сегодняшний день существует немало разработок по проблеме создания и организации деятельности школьного музея, но практически нет работ, посвященных особенностям и возможностям деятельности виртуального школьного музея не как описания реально существующего школьного музея в электронном виде, а как самостоятельного музея в Интернете, не имеющего аналогов в реальном мире.
Мы рассматриваем ШВМ как новую модель организации образовательного процесса, являющуюся элементом неформального надпредметного образования, способствующую повышению качества образования и духовно-нравственного развития и воспитания.
ШВМ обладает принципом «качества доступности», т.е. одним  из способов создания равных условий получения качественного образования каждым ребёнком при разных возможностях: урочная деятельность с использованием работы в парах и группах сменного состава, самостоятельная работа в рамках индивидуального маршрута, дистант, домашнее и семейное обучение.
Таким образом, ШВМ полностью соответствует положениям документа «Петербургская школа 2020» (разделы: «Качество образования». «Неформальное образование», «Равные и разные», «Открытая школа»).
           Тематика ШВМ может быть самой разнообразной. Каждое учебное заведение вправе самостоятельно выбирать тему своего ШВМ.


Рекомендации по созданию сайта ШВМ


    Прежде чем приступить к работе по созданию сайта ШВМ следует проанализировать, есть ли для этого в учреждении условия. Основой для успешной работы является наличие в учебном заведении высококвалифицированных педагогов, владеющих информационными технологиями; современного технического оснащения школы  (кабинеты для интерактивной работы с техникой) и локальной компьютерной сети с выходом в Интернет. В ОУ должны быть качественно организованы занятия по информатике с учащимися. Необходимы также опыт экспериментальной работы педагогического коллектива, опыт организации сетевого взаимодействия с партнёрами ОУ, опыт организации проектной и исследовательской деятельности,  опыт организации связи учебной и внеучебной деятельности учащихся. Следует учитывать также интересы будущих участников работы по созданию ШВМ.
   Педагогический коллектив должен определить актуальную тему  и обосновать необходимость создания ШВМ именно по этой теме. Затем выявляются педагоги, желающие участвовать в создании ШВМ, и избирается инициативная группа. Задачей педагогов является агитационная работа среди учащихся, выявление ребят, заинтересованных в работе, образование рабочих групп с учётом интересов учеников.

   Для работы по созданию сайта ШВМ можно создать следующие группы:


1-я группа учащихся:  проектировщики - 9-11 класс – совместно с учителями изучают проблему, работают над созданием модели   ШВМ.

2-я группа учащихся: разработчики текстов – 7-11 класс – осуществляют под руководством учителей поиск и систематизацию материалов для экспозиции ШВМ, создают текстовую часть экспозиций музея.

3я группа учащихся:  оформители – 7-11 класс – оформляют на компьютере экспозиции музея  (принимают участие в создании  компьютерных презентаций для ШВМ).

4я группа учащихся: экскурсоводы – 7-11 класс – работают с экспозицией ШВМ, создают тексты экскурсий для виртуального музея.

5я группа учащихся: наборщики текстов - 9-11 класс – набирают тексты для страниц сайта ШВМ.

6я группа учащихся:   организаторы мероприятий по теме ШВМ – 5-11 класс – организуют мероприятия в рамках ШВМ, сами участвуют в этих мероприятиях.
7я группа учащихся:   корреспонденты – 5-11 класс – работают над материалами (статьями) о работе ШВМ для размещения  в  различных печатных органах, на сайте школы и, по возможности, в СМИ.
8я группа учащихся: менеджеры – осуществляют связь и организуют обмен опытом работы и совместные мероприятия в рамках сетевого сотрудничества.

  Работой каждой группы руководит учитель, который консультирует учащихся, оказывает им помощь в подборке и оформлении материалов для сайта ШВМ, вносит редакторскую правку в готовые материалы и визуальные экспозиции.
  Кроме того, учителя должны организовывать конкурсы и другие мероприятия в рамках темы ШВМ, участвовать в диссеминации опыта (например, в подготовке и проведении круглых столов и семинаров по обмену опытом работы), организовывать работу с партнёрами по сети и т.д.
     Перед началом работы над сайтом ШВМ создаётся модель этого сайта (см. ниже образец такой универсальной модели), при этом определяется тематика каждой страницы сайта и её будущий облик. Согласно этой модели и ведётся вся работа по созданию сайта ШВМ.
    Основой любого музея является визуальная экспозиция, для ШВМ характерен тот же принцип. Для каждой страницы сайта (т.е. экспозиции ШВМ) создаётся видеоряд или компьютерная презентация, при этом можно использовать различные форматы представления информации (иллюстративный материал, фотографии, видео, звук и др.), насколько это позволяет сам сайт.
    Каждая экспозиция ШВМ должна быть снабжена сопроводительной информацией: текстовыми  и/или аудио файлами. Как правило, пользователи ищут в первую очередь именно эту информацию. Текстовая информация особенно важна для образовательных, научных, учебных целей. Тем более, что современные исследования психологов говорят о более успешном восприятии текстовой информации с экранов монитора, нежели со страниц печатного текста. Видимо, это связано с тем, что все больше людей привыкают работать с компьютером.
    К текстовой информации должны предъявляться особые требования, при этом важно единообразие её оформления.
    Например:

     • Все тексты должны быть созданы самостоятельно (никаких копирований – плагиата –  из Интернета или из книг!!!) Любая информация должна быть достоверной!

     • Тексты должны быть рассчитаны  на уровень школьников.

     • Материалы одного плана должны иметь одинаковую структуру и идентичное оформление. Тексты должны быть набраны в Word –е, шрифт Times New Roman или Arilal, размер шрифта – 12 или14.
     • Иллюстрации – формат Jpg. Иллюстрации могут быть вставлены в текст.
     • Компьютерные презентации должны быть логичными, оформленными в строгом (интеллигентном) стиле и содержать минимум текста. Использовать анимацию и гиперссылки можно только соответственно возможностям сайта (не всякий сайт обладает этими возможностями).
     • Информация обязательно сопровождается списком использованной литературы и Интернет-ресурсов.
     • Все тексты должны быть подписаны  (Автор текста:  Фамилия,  имя, класс).
     • Материал сдаётся  только в электронном виде после  проверки  учителями.


      С готовыми материалами рекомендуется работать специалисту по созданию сайтов. Сайт ШВМ оформляется согласно созданной на первом этапе работы модели данного сайта и представляет собой в итоге ШВМ на основе модульного принципа, который предоставляет пользователю возможность самому выбирать ту информацию, которая ему интересна, а также позволяет решать, как её использовать. Создателю сайта следует обеспечить возможность разностороннего использования материалов ШВМ и возможность его дальнейшего расширения и интеграции в другие проекты.
      Для облегчения работы с материалами сайта  следует создавать его страницы только на трёх уровнях:









 
Назад к содержимому | Назад к главному меню